Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга.
При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам.
Сказки с их чудесами и волшебными превращениями близки детскому мироощущению. Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок.
Сказка – носитель человеческой мудрости. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились многие поколения людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное.
Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся.
Содержание:
Что дает ребенку чтение сказок
Сказка дает понятие о добре и зле
Сказки играют важную роль в воспитании добрых чувств. В них все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Сказки передают нравственные понятия и малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме.
Ребёнок учится сопереживать персонажу
Дети по много раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств.
Развивает детскую фантазию
Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта.
Сказка воздействует на чувства ребёнка
Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями. Вместе с ними ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Герои могут стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Знакомит с окружающим миром и взаимоотношениями людей
В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В сказках все описывается простым языком и простыми словами., Ребенку становится понятен окружающий его мир. Они создают систему ценностей.
Учит справляться с трудными ситуациями
Столкнувшись с трудностью, ребенок может найти решение, опираясь на сказочный сюжет. Страшилки которые так любят сочинять дети – это защитная реакция. Так преодолевается страх и растерянность в детской душе при столкновении с большим миром, полным опасностей и неожиданностей.
Положительно воздействует на эмоциональное состояние ребенка
Самый яркий пример – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом. Сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой
Утешает
Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся. Осознание того, что он не одинок в своих переживаниях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.
Развивает речь
Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и развивает речь. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Кроме того ребёнок получает красивый и правильный образец речи. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить. Педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми с задержкой речевого развития.
До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самому. Пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Ему легче будет научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно. А когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.
Прочитайте ребенку сказку. Поговорите с ним: о чем она, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает. Он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он думает.
Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Если ребенок попросит перечитать сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное.
Слушая сказки, занимаясь изобразительной деятельностью, играя ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.
Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое. Иначе и быть не может, ведь в них живет душа.