Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда дети затрудняются ответить на, казалось бы, несложный вопрос. Все что необходимо – это порассуждать и найти верное решение.
Но в этом и кроется главная проблема. Неумение размышлять, анализировать информацию, выстраивать логические цепочки и делать выводы.
Именно на этом основан процесс познания и дальнейшего обучения в школе. Но как научить ребенка мыслить и помочь усваивать новые знания?
В этой статье вы узнаете, как с помощью простой детской игры можно развить логическое мышление. А с пошаговой инструкцией ваши занятия станут интересными и увлекательными.
Игра «Четвертый лишний» — это логическая задача. Требуется найти признак, по которому один предмет оказывается лишним. Затем убедительно доказать свой вывод.
Знакомим малыша с игрой от трех лет. К этому возрасту формируется определенный словарный запас, представления о классификации предметов.
Ребенок уже знает, что платье и кофта – это одежда, тарелка и чашка – это посуда. Накапливается личный опыт наблюдений за природой и предметами окружающей жизни.
Содержание:
Первый уровень сложности.
Для поддержания интереса используем картинки. Начинаем с самых простых вариантов.
Стул, стол, кровать, яблоко.
Яблоко лишнее – оно не мебель, его можно съесть.
Платье, юбка, кофта, кошка.
Лишняя кошка – она не одежда, она живая.
Так можно придумывать бесконечное количество вариантов. Проработать все знакомые понятия.
Главная задача – втянуть малыша в процесс игры. Сделать ее привлекательной, веселой и регулярной. Постепенно вовлекаем его в создание цепочки. Пусть загадает вам. (Мы ведь помним, что это «супер сложно» и мы «не можем» отгадать с первого раза).
По мере закрепления новых знаний игра немного усложняется. Допустим, ребенок научился распознавать птиц: воробья, синицу, ворону, снегиря. Наблюдал за ними на прогулке или у кормушки.
Воробей, синица, ворона, снегирь.
Все птицы, но кто же лишний?
Если затрудняется, то показываем картинки, задаем наводящие вопросы. Просим обосновать ответ, каким бы он ни был.
Ребенок догадается, что признак – это размер птицы и лишняя ворона.
И опять у нас огромное количество вариантов для новых заданий.
Дальше мы знакомим с понятием «Зимующие и перелетные птицы». Усложняем задание.
Воробей, синица, снегирь, ласточка. Все птицы, все маленькие. Но кто же лишний? Ответ: ласточка – она не зимующая.
Если затрудняется, то предложите вспомнить какие птицы прилетают к кормушке зимой, видел ли он ласточку?
И опять закрепляем прием множеством вариантов.
Второй уровень сложности.
Переходим на него к шести годам. У задачи два правильных ответа по двум признакам.
Петух, курица, гусь, цыпленок.
Цыпленок – он птенец.
Гусь – он не из куриной семьи.
Деревянная ложка, нож, вилка, ключ.
Ключ – он не посуда.
Деревянная ложка – она не железная.
Третий уровень сложности.
Имеет три ответа по трем признакам.
Сова, воробей, заяц, петух.
Заяц – он не птица.
Сова – днем спит.
Петух – домашняя птица.
Мельница, ласточка, воздушный шар, самолет.
1. Мельница – она не летает.
2. Воздушный шар – без крыльев.
3. Ласточка – она живая.
Четвертый уровень сложности .
Здесь придется приложить всю свою смекалку не только детям, но и взрослым. Без наглядности не обойтись. Применяем 4 признака. Размер, цвет, форма, детали, назначение. Четыре правильных ответа.
Белая рубашка, черная куртка, черная шуба, черный жилет.
Белая рубашка – она не черная.
Шуба – она из меха.
Жилет – он без рукавов.
Куртка – она без пуговиц.
Каждый ответ ребенок аргументирует, рассуждает, доказывает. Если затрудняется, задаем наводящие вопросы, но не подсказываем.
Мы рассмотрели правила игры, которая ориентирована на угадывание закономерностей. Она усложняется по мере взросления вашего малыша.
У ребенка расширяется кругозор, развивается наблюдательность, желание узнавать больше интересных фактов. Приобретается навык рассуждать и обосновывать свои ответы. В итоге развивается логическое мышление.
Занимайтесь со своими детьми. Поддерживайте в них жажду познания. Учите мыслить.
У вас все получится!