Как часто родители дошкольников, да и первоклассников сталкиваются с ситуацией: ребенок пишет палочки-крючочки, умеет читать, но рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы затрудняется.
Главная проблема – это неумение анализировать информацию, обобщать или наоборот, раскладывать целое на составляющие, мыслить логически.
Но все обучение построено по этому принципу. Как же научить ребенка пользоваться логикой?
В этой статье вы узнаете, как развивать логическое мышление с раннего детства с помощью загадок и превратить это занятие в увлекательную игру.
Содержание:
Загадка — это логическая задачa
Загадка — это жанр народнопоэтического творчества; краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.
Мы размышляем, анализируем, сопоставляем предложенные факты по условию, устанавливаем между ними связи, и находим ответ.
Загадка – это логическая задача. Отгадать — значит найти решение и совершить довольно сложную мыслительную операцию. Но и это не все. Отгадку необходимо еще доказать. Рассуждая, обосновать свой вывод.
Как же применить все на практике. Купить хороший сборник и заниматься с ребенком каждый день? Если вы так поступите, то навсегда отобьете у него желание.
Вот несколько правил.
Загадка применяется как срез знаний, контрольная работа.
Сначала убедитесь, что малыш знает тему, разбирается в признаках, имеет опыт.
Перед тем как прочитать ему загадку про зайчика, вы должны рассказать о нем.
Показать реалистичные картинки, мультфильм, прочитать сказку, стихотворение, прибаутку. Объяснить почему заяц меняет цвет меха по временам года. Почему его называют трусишкой.
И только после этого мы можем предложить задание и надеяться на правильный ответ.
Загадка соответствует возрасту.
Чем младше ребенок, тем больше очевидных признаков предмета или явления она содержит. Для занятия с малышом применяйте наглядный материал. Если вы используете 4 загадки про животных, то положите перед ним 4 картинки-ответа.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (Белка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала ( Ёж)
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
Это ускорит процесс отгадывания. Помогает и ответ-рифма
Пример: «Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)»
Затем задача постепенно усложняется. К 7 годам может оставаться один признак.
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета
Исключить загадки с устаревшими словами и понятиями
«Посреди двора стоит копна. Спереди вилы, сзади метла.» (Корова)
Посмотрим на эту загадку глазами современного ребенка.
«Посреди двора стоит нечто №1 (копна?), спереди нечто №2 (вилы?), сзади нечто №3 (метла?).
Надеяться на правильный ответ не приходится. Вам придется расшифровывать каждое слово. Зачем? Найдите другую загадку про корову.
«Молоком нас угостит.
И пасется в поле снова.
Позовешь — она мычит.
А зовут ее… (Корова)»
Или загадка про печь. «Что из избы не вынесешь?»
Да, в старшем дошкольном возрасте в детском саду дается ознакомительная информация по теме: «Как жили наши предки» о быте и традициях, об укладе, одежде, о тех же орудиях труда. Рассказывают, как раньше добывали хлеб и как это делают в наши дни.
Но еще раз повторюсь: информация ознакомительного характера. Если ребенок не встречает в своем окружении эти предметы и понятия, то не надо заострять его внимание на них.
Загадка – увлекательная игра
Мы рассмотрели загадки готовые. Они есть в большом количестве на страницах интернета или печатных изданий. Но я считаю, что самое ценное для ребенка и ваших отношений – это загадки, придуманные в моменте, по ситуации, в виде игры-забавы.
С чего начать? К примеру, вы находитесь с малышом в его комнате и предлагаете поиграть в очень интересную игру. (Уже интрига, а с мамой – за счастье).
«Я буду описывать предмет, а ты будешь угадывать». Ваша задача показать, что это легко, интересно и весело. Начинаем с самого простого варианта. Пусть будет это шкаф или комод. «Он большой, светлый, в нем лежат вещи». У ребенка нет шансов не угадать. Это нам и нужно. Еще одну, а потом предлагаем ему посмотреть внимательно вокруг и загадать вам. Например, ребенок описывает подушку: «Она квадратная, мягкая, на ней я сплю».
Не важно, что он скажет. Важно, что для вас это «супер сложно». Вы теряетесь в догадках: «Что бы это могло быть?». Подыграйте и скажите первый неправильный ответ: «Это стол». Удивитесь: «Почему не верно? Он квадратный». Тут малыш начинает весело вам доказывать, что стол твердый, а не мягкий и вовсе он на нем не спит. Сам объясняет признаки предмета и запоминает информацию. Вы можете дать еще какой-нибудь несуразный ответ и вместе повеселиться.
Очень скоро ребенок будет предлагать вам поиграть в загадки, и эта игра станет вашей традицией. Это можно делать и дома и по дороге в сад и на прогулке. Сама информация будет усложняться со временем, но желание отгадывать, а по сути решать задачу, применять логику не пропадет, а только усилится.
Я рекомендую чередовать придуманные загадки с готовыми. Есть еще одна универсальная игра «Четвертый лишний», но о ней я расскажу в отдельной статье.
Затем можно перейти на различные головоломки и простейшие детские кроссворды, применять для составления загадок обратный или дидактический синквейн. Моделировать кластер или интеллект-карту.
Но это потом, а для начала мы формируем интерес к самому процессу. Поддерживаем стремление найти правильный ответ. И развиваем логическое мышление ребенка.
Резюме:
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, самостоятельность.
Занимайтесь развитием своего малыша, приучайте его мыслить. Это облегчит процесс дальнейшего обучения в школе и пригодится в жизни. У вас все получится!